Doom Eternal совершенствуется только в лучшую сторону. Когда дело доходит до уничтожения демонов, оно все еще не имеет себе равных.
Продолжение оригинального Doom, или Hell on Earth, выпущенного в 1994 году, было больше похоже на сплошную пачку новых миссий, но обе игры были настолько сенсационными, что никто не считал это недостатком.
В последней Doom Eternal можно увидеть много вдохновения от этой работы, и это похоже на перезапуск бренда с 2016 года, но было бы несправедливо считать его лишь «набором новых уровней». Doom Eternal совершенствует всю механику предыдущей части, представляя одновременно несколько новинок, а также значительно расширяет вселенную игры с точки зрения сюжета.
У многих игроков даже создалось впечатление, что новых элементов слишком много, и не все они соответствуют простому и проверенному стандарту Doom. К счастью, квинтэссенция Doom, то есть резня из ада, апеллирует к этой ностальгии и совершенствуется как никогда. Авторам удалось добиться замечательной гармонии между динамичным действием, эффектной, слегка комичной жестокостью и необходимостью использовать абсолютно все гаджеты Doom Slayer. Вы можете почувствовать идеальный симбиоз постоянного движения, стрельбы и ударов вблизи, и правила чрезвычайно плавного боя интуитивно понятны через некоторое время. Doom Eternal – это просто массовая резня ада!
Создатели сравнивают борьбу в своей работе со «скоростными шахматами» – шахматами, в которых решения принимаются быстро. Они усовершенствовали механику, которая сочетает в себе убийство демонов с приобретением определенных ресурсов: здоровья, брони и ракет. Цепная пила, доступная с самого начала игры, превращает существ в боеприпасы, огнемет в броню, а впечатляющие убийства дополняют здоровье. Некоторые из этих фишек уже присутствовали в предыдущей части, но теперь их роль гораздо важнее. Все эти действия создают непрерывную цепочку связей, и, чтобы выжить на арене, полной демонов, мы должны танцевать!
Убийца посреди этой адской орды напоминает маленькую кровожадную акулу среди своих жертв, потому что, помимо жонглирования, типы убийств должны все еще находиться в постоянном движении — иначе смерть наступает через несколько секунд.
Динамичные гонки по аренам поддерживаются энергетическими батутами, установленными на стенах перекладины. На практике первые работают, потому что их использование требует меньшей точности и нажатия кнопок. Большим дополнением является также крюк, выпущенный из супершотгана, который вонзается в демона и быстро притягивает к нему Истребителя, чтобы он мог причинить еще больше боли.
Таким образом, вы можете сочетать побег из горячей точки с возможностью улучшить свое здоровье. Как только мы учимся объединять все эти элементы так, чтобы они немедленно следовали друг за другом, борьба приобретает чрезвычайно приятный интерес, от которого даже случайные смерти не могут победить нас.
Демон в деталях
Такие маленькие, но полезные изменения и улучшения можно увидеть во многих других местах. Был заменен даже неэффективный пистолет, две специальные гранаты были заменены на ледяную бомбу, руны с перками умений больше не блокируются, Анимации убийств славы выглядят лучше.
Авторы также позаботились о правильном ощущении силы различного оружия, демоны после каждого выстрела постепенно рассыпаются. Целые куски «плоти» или различные имплантаты падают с них, и некоторые из них, такие, как вялый Манкуб или летающий Ворон, могут быть выпущены по своим смертоносным пусковым установкам.
В сочетании с острым, тяжелым саундтреком все эти элементы создают такое сенсационное сочетание шутера, аркады и крови, что сразу после завершения истории я начал возвращаться к случайным уровням и проходить их снова. Эта гибель от гибели просто притягивает вас!
В дополнение к стандартной стене для скалолазания у нас есть двойной прыжок и двойная «черточка», которую иногда необходимо поддерживать, ловя соответствующую «таблетку» в воздухе, чтобы продлить полет или поразить специальное кольцо.
Настоящей проблемой, однако, являются платформы и стены, которые исчезают через некоторое время, что может привести к пожару. Интересно, что добраться до секретов в большинстве случаев не так уж сложно. Это путь к следующим аренам сражений с демонами.
В пекло и обратно
Новые, гораздо более разнообразные локации также связаны с сюжетом. Некоторые из них напоминают цитадели из фэнтезийной. Некоторые интерьеры даже напомнили о первой части Quake, и отказ от доминирующей коричневатой цветовой гаммы в пользу гораздо более яркой цветовой палитры, как правило, оказался плюсом.
Тем не менее, одна карта — город Урдак — совсем не подходит к климату Doom. Дизайн не относится к научной фантастике, вы можете почувствовать такое же несоответствие, как в пятой главе Red Dead Redemption 2, хотя битва с боссом оказывается довольно крутой.
К счастью, мы проводим много времени в руинах земного мегаполиса, который является современной версией старой карты Затерянного города, и в глубинах ада.
Оба места производят особое впечатление от художественного дизайна, хотя, конечно, везде мы будем испытывать захватывающее исследование со скрытыми ключами, секретами, дополнительными вызовами и ловушками, которых следует избегать.
Однако ничто не сравнится с адским городом Некравол, особенно местом, где их души «выходят» из людей. Мрачные, кровавые ванны с сотнями вибрирующих тел производят огромное впечатление и в то же время немного маскируют тот факт, что графика уровня немного отличается от современных стандартов. В глаза бросается общее отсутствие деталей и повсеместное «копирование-вставка» одних и тех же объектов. В общем, все графические усилия были направлены на появление демонов и умение отстреливать фрагменты тела и доспехов, а локации производят наибольшее впечатление на отдаленном открытом воздухе. Возможно, это был компромисс, чтобы сохранить плавность анимации, для ПК средней производительности.
Еще одна, несколько спорная новинка в Doom Eternal – это крепость Убийц, выступающая в качестве основы нашего героя. Как правило, это отдельный, довольно сложный уровень, на котором мы можем разблокировать некоторые улучшения для доспехов и оружия, найти некоторые секреты, скины доспехов, обучиться битве с демонами и, прежде всего, полюбоваться растущей коллекцией находок в виде адских статуэток демонов и прослушать фрагменты саундтрека из классических игр id Software.
Перезапуск Doom был успешным в случае одиночных кампаний, но повальное увлечение смертельным матчем в интернет-кафе будет довольно сложно повторить. Предыдущее издание столкновений в мультиплеере вышло довольно средним, поэтому в Doom Eternal id Software подготовили нечто совершенно иное — асимметричные бои для трех человек, играющих роль Slayer, и двух демонов.
С одной стороны, это более интересный режим, а с другой — менее доступный для новичков или случайных игроков. Авторы указывают, что его «сложно освоить». Это требует совершенного владения всеми способностями и оружием Убийцы, в то время как на стороне демона недостаточно того, что вам нужно учиться сражаться с гораздо более медленными движущимися персонажами.
Все знают: Doom — круто. Я, правда, в этом несколько сомневался — пока в преддверие релиза Doom Eternal не прошел залпом первые две части. С их помощью я не просто уверился в правдивости этого убеждения, но и осознал, что есть Doom — а есть все остальное. Шутер 1993 года выпуска до сих пор готов утереть нос большинству представителей жанра, включая даже Serious Sam, Painkiller и Dusk. После Doom 2 столь же крутым и драйвовым был лишь Doom 2016.
До его релиза люди еще сомневались, что получится круто: все-таки за первые шестнадцать лет XXI века id Software умудрилась не выпустить ни одной хорошей игры. Зато к выходу Doom Eternal скептицизма уже не осталось. Doom 2016 — лучший шутер прошлого десятилетия, а его наследник обещал сохранить все достоинства оригинала.
Рвать и кромсать
Doom Eternal — это адский шутер от первого лица, разработанный id Software. В этой игре игрок взбирается на роль Doom Slayer, непреклонного воина, сражающегося с армией демонов, чтобы спасти Землю от уничтожения.
Doom Eternal предлагает безумную скорость и жестокость в боях, где игрок сражается с огромными монстрами, используя разнообразное оружие и сверхъестественные способности. Битвы наполнены экшеном и адреналином, а продуманная стратегия и быстрые рефлексы являются ключом к выживанию.
Игра также предлагает глубокую систему прокачки и настраиваемого обмундирования, что позволяет игроку адаптировать свой стиль игры под свои предпочтения. Кроме того, Doom Eternal предлагает эпическую саундтрек и впечатляющую графику, создавая атмосферу апокалиптического мира, наполненного ужасом и разрушением.
Doom Eternal — это невероятно интенсивный и увлекательный опыт, который подарит игроку незабываемые моменты и ощущение мощи, становясь одним из лучших шутеров своего времени.
На этом, честно говоря, можно и заканчивать рецензию: Doom Eternal — ровно такой, каким и должен был быть сиквел Doom 2016. Если вы любите прошлую часть, но не решились оформлять предзаказ на продолжение, то смело бегите это делать. А если вы по какой-то причине еще не знакомы с оригиналом, на который очень похожа Eternal, то вот вам краткое описание того, как он работает.
Вы выходите на арену — просторную и многоэтажную. На ней вас уже ждет десяток демонов, и еще штук двадцать присоединятся в процессе. Начинает играть забойная музыка Мика Гордона, и вы окидываете взглядом комнату.
Вон те солдаты с дробовиками и кидающиеся фаерболами импы — не просто мобы: это ходячие аптечки. Они оглушаются с одного-двух выстрелов, а дальше их можно разорвать голыми руками, получив здоровье за добивание. Следом навстречу бросается гигантский Барон ада, но он опасен лишь вблизи, так что пусть гоняется за вами до последнего: на вашей стороне — двойные прыжки, трамплины и порталы. А вот летающие Какодемоны и Ревенанты атакуют издали, поэтому будут без остановки портить вам жизнь — логично, что их, наоборот, надо пришить в первую очередь. Расставив приоритеты, вы мчитесь вперед, поливая врагов шквальным огнем без единой перезарядки.
Вся суть «Думов» — в движении. Здесь нет укромных уголков для передышки: стоит замешкаться, как вас тут же окружат. Вы одновременно и охотник, и жертва: в одну секунду бежите от противников со всех ног, а в другую уже бросаетесь на ближайшего оглушенного, чтоб разорвать его на куски. Во время добиваний герой неуязвим, так что это самый удобный способ и быстро перевести дух, и, главное, пополнить уровень HP.
Этим новые «Думы» и отличаются от остальных шутеров. Современные боевики предлагают отсидеться в укрытии, пока не восстановится здоровье, а классические выделяют ограниченное количество аптечек на уровень. Здесь же и укрытий фактически нет, и на лежащие на арене предметы не обязательно полагаться. Пока перед вами есть хоть один враг, которого можно быстро оглушить и развалить на части, смерть вам не грозит. То же самое и с боезапасом: тут нет нужды кропотливо собирать разбросанные по углам патроны — распиливаешь демонов бензопилой, и из них фонтаном льются заряды для всех видов оружия. Для восполнения резервов не нужно замедляться ни на секунду, если остался в живых хоть один противник. Как говорится в открывающей заставке Doom Eternal, «рви и кромсай, пока не иссякнут».
От хорошего к лучшему
Перед Eternal стояла непростая задача: сохранить этот безумный драйв оригинала и каким-то образом его приумножить. В первую очередь это сделали за счет расширения списка умений протагониста. Теперь можно переключаться между обычными гранатами и замораживающими, а еще обливать демонов струей из огнемета, чтобы получать бонусы к броне. Мобильность увеличилась благодаря рывку, который можно делать дважды (с откатом в пару секунд) — хоть на земле, хоть в воздухе. Наконец, добивания заряжают мощный Кровавый удар, превращающий даже не оглушенных мелких бесов в кровавую труху.
А еще в Doom Eternal у демонов появились личные уязвимости. В прошлой части было совершенно все равно, из чего крошить чертей: все средства были хороши. В Eternal же Рыцарей и Баронов куда проще остановить при помощи пулемета, летающим монстрам больше урона наносит баллиста, а простые солдаты моментально оглушаются дробовиком. Более того, у многих врагов появились уязвимые точки для прицельного огня: Арахнотрону и Манкубусу можно снести пушки, чтобы лишить боевой мощи, а Дроны умирают с одного хедшота, щедро разбрасывая вокруг здоровье и патроны. Юрким демонам для быстрой смерти прописаны криогранаты, а бронированные крошатся от Кровавого удара. Если же пытаться по привычке валить всех из одной пушки, то ровный темп сохранять не получится — так Doom Eternal вынуждает вас держать в голове все новые умения и особенности арсенала.
Вместе с героем прокачались и демоны. Вернее, их стало больше, и многие новички способны задать вам жару. Одни телепортируются, другие стреляют без остановки, третьи усиливают и возрождают своих сородичей. При этом в плане расширения бестиария Doom Eternal умело обошла все лужи, в которые в свое время вляпалась Doom 2: бесящих пулеметчиков здесь нет, Элементали не засоряют все пространство вокруг себя Потерянными душами, Архвили не вынуждают в панике искать ближайшее укрытие. Классические противники в Eternal стали куда лучше, чем были раньше.
Но не все монстры одинаково хороши: двух новоприбывших хочется исключительно ругать. Из-за щупалец, вылезающих из дырок в земле, игрок начинает продвигаться вперед медленно и осторожно — и это, как вы понимаете, совсем не про Doom. А Мародер буквально вынуждает плясать под свою дудку: он блокирует ваши атаки всегда, кроме того момента, когда нападает сам, — но только со средней дистанции. Он заставляет концентрировать все внимание на себе, ждать той секунды, когда его глаза наконец сверкнут зеленым, сигнализируя, что он открылся. Такая механика парирования с четкими таймингами отлично подходит какой-нибудь Dark Souls, но уж точно не «Думу», где вы не стоите наедине с врагом, а одновременно убегаете еще от полудюжины чертей.
Не убийством единым
Как и в предыдущей части, в Doom Eternal есть и мирные моменты — перебивки между аренами с экшеном. Они заполняются или сюжетными вставками, или платформенными сегментами, которые в Eternal тоже существенно расширились. Благодаря тому, что к двойному прыжку добавился еще и двойной рывок, герой может скакать на огромные расстояния. Эта свобода поначалу окрыляет — хочется проверять каждый угол и исследовать локации по максимуму. Но игра быстро охлаждает этот пыл: везде расставлены пропасти и невидимые стены. К счастью, падения не убивают героя, а лишь снимают ему немного здоровья. Да и заблудиться не выйдет: секреты легко находить по удобной трехмерной карте, а верное направление движения постоянно подсвечивается зеленым — так, чтобы вы точно не спутали, куда дальше прыгать.
В тайниках спрятаны как милые декоративные предметы и саундтреки старых игр id, так и полезные вещи вроде апгрейдов оружия и костюма. Причем разложены они довольно щедро — велик шанс, что все желанные улучшения вы отыщете задолго до финала. Но, в отличие от предыдущей части, после завершения кампании игра не заканчивается. Можно вернуться и доисследовать каждый из уровней, довыполнить задания для получения самых крутых апгрейдов и дособирать все кусочки истории. И, скорее всего, вам это захочется сделать.
Ведь сюжет в Eternal подается совсем не так, как в Doom 2016. Там вступительную речь Сэмюэла Хайдена герой пропускал сам, бесцеремонно разбивая монитор. А происходящее легко описывалось двумя предложениями: «Мы тут превратили ад в электростанцию, но что-то пошло не так. Ты уже четвертую часть крошишь чертей, так что твой выход». Да, было широкое описание предыстории в «Кодексе», но игра совершенно не мотивировала туда лезть.
В Doom Eternal же закадровые монологи посвящены не одной лишь адской энергетике, а устройству сеттинга и деталям истории нашего героя. А катсцены не слишком длинные, но зато многочисленные и достаточно яркие, чтобы пробудить интерес к дальнейшему изучению сюжета. Ведь происходящее в самой игре — лишь малая часть большой картины, которую можно составить по многочисленным запискам и кусочкам информации.
В Eternal вселенная Doom покинула пределы Ада, Марса и Земли и разрослась до множества миров, в истории которых наш герой оставил свой след. Но он немногословен, поэтому разбираться в здешнем лоре — на удивление богатом для такой игры — предстоит нам самим. Но только при желании: ничего не мешает играть по старинке, пропуская кат-сцены и кромсая демонов себе в удовольствие.
Поскольку эта рецензия писалась до релиза, оценить мультиплеер Doom Eternal у нас пока не вышло. Но даже одна сюжетная кампания сама по себе заслуживает высочайшей похвалы. Она вдвое длиннее, чем в Doom 2016, но не успевает надоесть — настолько здесь богата механика, разнообразны враги и арены. Да что там — после прохождения хочется добавки.