Yakuza: Like a Dragon

Серия Yakuza изначально не прижилась на Западе: плохая локализация, отвратный маркетинг (сравнения с GTA были совершенно ни к чему) и специфика игры (JRPG с боевкой из beat’em up в японском сеттинге) похоронили шансы первой части на популярность. С тех пор новые выпуски переводились на английский нехотя, с большим опозданием и без озвучки. Yakuza успешно стала культовой серией для узкого сообщества поклонников, но широкая публика ее не замечала. Все изменилось с выходом Yakuza 0. Она стала своеобразным ребутом: те, кто пропустил предыдущие пять частей, могли спокойно начать с нее. За прошедшие с релиза первой Yakuza десять лет серия выросла и похорошела, а конкретно нулевая часть могла похвастаться еще и отличным сюжетом и побочными заданиями.

Пресса и игроки были в восторге. Вслед за этим спрос на франшизу закономерно возрос — и за четыре последующих года разработчики выкатили ремейки первых двух частей, ремастеры еще трех, а также новую шестую и спин-офф Judgment. И все, кроме Judgment, связаны единым сюжетом! Чтобы гангстерская сага не превращалась в бесконечную мыльную оперу, разработчики решили устроить серии еще один ребут, поменяв в седьмой части и героя, и даже жанр. В западном издании у игры пропала даже цифра из названия — вместо нее оно напоминает, как серия называется на родине. Ryu Ga Gotoku — то есть Like a Dragon.

Из грязи в князи

В конце шестой части бессменный протагонист Yakuza Кадзума Кирю официально ушел на пенсию. Теперь в главной роли Итибан Касуга — член того же преступного клана Тодзе. Хотя оба героя предельно благородны и готовы помогать кому ни попадя, характерами они различаются очень сильно. Кирю был хмурым, молчаливым стоиком. Касуга же — болтливый добряк и душа компании, не скрывающий свои эмоции. Иногда он раздражает своими необдуманными выходками, иногда — чрезмерной патетичностью, но в целом проводить с ним время куда веселее, чем с мрачным Кадзумой.

Завязка истории Касуги тоже сильно напоминает то, через что прошел Кирю в первой части: он сел в тюрьму за преступление, которого не совершал, и вышел аж через 18 лет, за которые мир успел измениться до неузнаваемости. На свободе ему никто не рад: родной клан Тодзе разорен, Токио захватили якудза-конкуренты, а получилось у них это из-за предательства Аракавы — бывшего босса Касуги, ради которого он отсидел срок. Наивный Итибан отказывается верить в то, что Аракава, который был ему как отец, обернулся иудой — и рвется к нему на аудиенцию. Где и получает пулю под сердце. Полуживой Итибан просыпается в Йокогаме, пригороде Токио. Его откачали местные бомжи — в их лагере ему и придется поначалу жить. Что еще делать? У него нет ни семьи, ни дома, ни денег, а единственный близкий человек только что его подстрелил. Он опустился на самое дно, и единственный путь теперь — вверх.

Геймплей Yakuza: Like a Dragon

Значительная часть Yakuza: Like a Dragon посвящена этому долгому пути из грязи в князи. Поначалу Касуга вынужден копаться в мусоре, искать копеечки под автоматами с газировкой и собирать пустые банки поутру, чтобы сдать их за гроши. Затем — заниматься грязной работой в черную. Даже найдя место жительства, получить легальное трудоустройство он сможет лишь в борделе. В общем, о тяготах безденежной жизни игра повествует очень красочно. Но ближе ко второй трети сюжета она забрасывает эту тему и переключается на то, чего от «Якудзы» и стоило ожидать: историю о разборках криминальных группировок, интригах и хитрых многоходовочках в духе Metal Gear Solid. В Йокогаму крутые токийские бандиты не суются — там и без них народу столько, что яблоку некуда упасть. Японская якудза, китайская мафия, корейцы — все они контролируют разные части города и ведут друг с другом холодную войну, которая грозит перерасти в открытый конфликт. А Итибан, горячая голова, не может остаться в стороне, когда рядом творится несправедливость. Он ведь, как-никак, герой.

Dragon Quest

Слово «герой» тут звучит вовсе не в переносном смысле. Итибан — большой поклонник JRPG-серии Dragon Quest и мечтает совершать подвиги в реальности. Себя он буквально нарекает героем, своих товарищей — партией, а противники в его глазах буквально преображаются из простых людей… во что-то, что лишь отдаленно их напоминает. Казалось бы, откуда широкому бестиарию взяться в игре про современную реальность? Но Yakuza: Like a Dragon есть чем удивить. Заискивающе танцующие вуайеристы, бронированные носители рекламных щитов, пациенты с капельницами, моряки с трезубцами, повара с тесаками, их клиенты с гигантскими сосисками — Касуга кого только себе не напридумывает.

На его фантазию можно удобно списать и переход к пошаговой боевой системе. Над каждым ходом можно думать сколько угодно, команды выбираются из меню, а анимации крутейших приемов по зрелищности могут посостязаться с какой-нибудь Final Fantasy. При этом бои на удивление динамичны: длинные анимации можно пропустить, а во время выполнения обычных спецприемов нужно выполнять простенькие QTE, чтобы усилить их эффект. Даже во время вражеских ходов не приходится скучать: своевременное нажатие кнопки блока снижает полученный от них урон.

Удары тут ощущаются не менее смачно, чем в предыдущих экшеновых частях

В духе классических RPG у каждого играбельного персонажа есть профессия, которую он волен менять. В рамках классов прокачка линейная: за новый уровень профессии герой получает или бонус к характеристикам, или новое умение. Однако и бонусы, и некоторые приемы сохраняются при смене классов, так что уделить какое-то время альтернативным видам деятельности будет полезно. Проблема тут только в том, что их надо будет качать с нуля, сильно откатываясь назад по характеристикам. Сами профессии и умения же под стать бестиарию. Хостесс обливает врагов шампанским и закидывает льдом, доминатрикс хлещет плеткой, бомж накладывает дебаффы зловонным дыханием и натравливает голубей (как в «Один дома 2»), прораб мутузит кувалдой… Поскольку все противники — мужчины, девушки могут строить им глазки и тем самым понизить атаку или защиту. Несмотря на всю серьезность сюжета, в плане геймплея Yakuza: Like a Dragon выглядит как первоапрельская шутка. Собственно, именно так в свое время ее и анонсировали.

При этом сильного диссонанса между сюжетом и механиками не возникает: за то время, что мы познаем тягости бомжевания вместе с Итибаном, все эти безумные бои начинают казаться чем-то обыденным — их начинаешь принимать как данность. К тому же по структуре Yakuza всегда была близка к JRPG (много катсцен, подземелья с боссами, рандомные бои в открытом мире) и нередко забывала про реализм в угоду зрелищности. Так что переход к новой боевой системе кажется и уместным, и удачным… но не без оговорок.

Оябун

Большинство претензий к Yakuza: Like a Dragon касаются именно сражений. Во-первых, случайные стычки в городе сильно докучают. Их теоретически можно избежать (на мини-карте видно прогуливающихся врагов и их радиус обзора), но на узких улочках с ними ничего не поделать — приходится вляпываться в бой, который, как правило, приносит крайне мало денег и опыта. Противников настолько много, что, расправившись с одной группой, можно сразу же наткнуться на следующую — не продохнуть! Да, есть опция убежать (это заставляет врагов исчезнуть, позволяя пройти вперед спокойно), но она срабатывает далеко не всегда.

Подземелья вообще представляют собой коридоры с натыканными на каждом повороте врагами. Очень безыскусно

Во-вторых, многие боевые умения героев бьют по площади, будь то определенный радиус или линия. Однако передвигаться по полю боя самостоятельно нельзя, а враги, наоборот, постоянно елозят туда-сюда. Нередки случаи, когда, нацелившись на толпу, персонаж попадает всего в одного-двух противников, потому что, пока его анимация начиналась, они успели разбежаться. Из-за этого продумывать тактику довольно трудно. В-третьих, у игры сумасшедшая кривая сложности. Первые 11 глав из 15 проходятся с закрытыми глазами — и это ни в коем случае не упрек. Бои в Like a Dragon очень уж веселые, да и в предыдущих частях они серьезного вызова не бросали — по крайней мере, на Normal. Но с 12-й главы начинается какое-то безумие. Сперва игра заставляет Итибана откуда-то достать три миллиона иен (огромная сумма, если не заниматься бизнесом), а затем кидает на него нереально мощных боссов. На команду 38-го уровня сперва спускают двух бугаев 50-го, а вскоре еще одного 57-го, который ходит вдвое быстрее героев. Гринд под конец игры фактически неизбежен.

Yakuza: Like a Dragon

Опциональный уровень из постгейма вообще потребует максимального уровня и героев, и их профессий. Качаться почему-то выгоднее всего на вот этих бомжах, которые, как слаймы из Dragon Quest, часто убегают в свой первый ход, и надо еще успеть их убить

В-четвертых, Like a Dragon позаимствовала худшую черту серии Shin Megami Tensei: game over при смерти главного героя. Это можно оправдать сценарно — ведь именно Итибан все это себе воображает, — но насколько же это неудобно в геймплее! Что если мощный босс два хода подряд ударит своими бронебойными атаками именно протагониста? Сразу проигрыш. Один из финальных злодеев вообще моментально убивает своим суперударом — так, что никакая защита не спасет. Если он хоть раз попадет в Касугу, опять-таки придется переигрывать (а за это надо заплатить половину накопленных денег). Так дела не делаются.

Классические игры

Yakuza: Like a Dragon — захватывающая игра в жанре экшн-приключение от Ryu Ga Gotoku Studio. Она представляет новую главу в серии Yakuza, в которой игрок воплощается в Ичибане Касуге, бывшем члене якудза, который стремится стать героем.

Игра переносит нас в живописный город Иокогама, где игроку предстоит погрузиться в интригующий и запутанный мир якудза и криминала. Like a Dragon отличается от предыдущих частей серии, предлагая пошаговую боевую систему и фокус на командных сражениях. Игроку предстоит собрать команду уникальных персонажей и использовать их умения во время битв.

Но Yakuza: Like a Dragon не только о боях — игра также предлагает огромное количество побочных миссий, активностей и мини-игр, которые разнообразят игровой процесс. Богатый сюжет, прекрасная графика и оригинальный юмор делают эту игру незабываемой. Она представляет собой отличное продолжение серии Yakuza и одну из лучших игр в жанре, способную увлечь как фанатов, так и новичков.

К счастью, в остальном Yakuza: Like a Dragon — достойный выпуск культовой серии (хоть и не лучший: Yakuza 0 остается непревзойденной). Как заведено, тут, помимо основного сюжета, есть множество занятий, за которыми можно провести десятки часов. Здесь собрана вся классика мини-игр: от дартса и гольфа до маджонга и аркадных автоматов Sega. Есть и новые занятия: гонки Dragon Kart — по сути, простенький клон Mario Kart; сбор мусора на время; попытки не уснуть в кинотеатре; наконец, менеджмент фирмы с целью превратить ее из убыточной в самую прибыльную в городе.

Сам город огромен. Представленный в Like a Dragon кусочек Йокогамы больше, чем хорошо знакомые по прошлым частям злачные кварталы Токио и Осаки вместе взятые (а они тут тоже есть). В Йокогаме разворачивается с полсотни побочных историй — правда, в основном милых и добрых (и потому не таких интересных, как во все той же нулевой части). Касуге предстоит помочь бывшей звезде корейского кино найти уверенность в себе, свести разучившегося чувствовать боль мазохиста с одинокой доминатрикс, провести экскурсию по Чайна-тауну и победить гигантский робот-пылесос. Но лучшие побочные задания — те, что продолжают личные истории центральных персонажей. Прокачав отношения с каждым из своих шести друзей, Касуга может поговорить с ним по душам в баре за стаканом горячительного, узнать, что его заботит, и предложить посильную помощь. У сопартийцев вообще полно опциональных диалогов — и за едой, и даже просто во время прогулок по городу. Yakuza: Like a Dragon очень старается сделать своих героев живыми, правдоподобными, и у нее это неплохо получается. Не это ли главное для RPG?

Интерфейс Yakuza: Like a Dragon

Yakuza хорошо себя чувствует в новом жанре: Like a Dragon смогла передать в пошаговом формате драйв, присущий предыдущим экшен-частям, и практически ничего не потеряла. Ее боевая система требует и тактики, и реакции; осталось лишь сгладить очевидные недостатки в следующей части — и выйдет конфетка. А сюжет седьмой части хоть и не лишен изъянов (слишком уж многое Итибану сходит с рук), но при этом развивается довольно динамично и увлекает до самого конца.

Рано или поздно любой длинный сериал рискует попасть в ловушку своего собственного успеха. Кочующая из сиквела в сиквел уникальная идея теряет свежесть, необычный геймплей становится привычным и формальным – не успеешь оглянуться, как подающие надежду дебютанты попадают на конвейер. И даже если поздние выпуски сохраняют часть достоинств, которыми славились оригиналы, сложно отделаться от ощущения, будто продолжения выпускают на автопилоте. Который рано или поздно прикажет долго жить.

Так было с Call of Duty. Схожая участь быстро постигла некогда многообещающую Assassin’s Creed. И естественно, в западню угодила серия Yakuza (Ryu ga Gotoku в Японии), которую вот уже 15 лет штампует не нуждающаяся в представлениях компания SEGA. Камуро-те, гопники, драки в лучших традициях жанра beat ‘em up – все это прекрасно, конечно, но за столько времени от одних и тех же декораций и геймплея сложно не устать. Как спасти бренд от медленного увядания, вдохнуть в него новую жизнь? Элементарно: скрестить бандитские разборки в Токио с элементами легендарной Dragon Quest. Ась?

Большие надежды

Ежегодно на полки магазинов попадают сотни, если не тысячи удивительных релизов. Большие и малые, технически продвинутые и нарисованные одиноким студентом при помощи MS Paint – целый океан разнообразных премьер каждому геймеру на радость! Премьер, из которых заслуженную популярность обретают лишь избранные хиты, а остальные (вне зависимости от их качества и сути) тихонько исчезают с радаров. Что тут скажешь – сложно захватить внимание публики, когда за окном сияет гигант уровня Cyberpunk 2077. Впрочем, не все столь грустно в индустрии развлечений: судьба любит подкидывать иным счастливчикам второй шанс на успех.

Так до поры до времени среди относительно безвестных аутсайдеров жила и Yakuza, гангстерская драма с элементами экшена и JRPG. Популярная на Востоке, но некогда малоизвестная на Западе серия долго носила ярлык GTA-клона, ведь именно такую репутацию ей создали рекламная кампания и пресса времен PlayStation 2. Плевать, что из общего с блокбастерами от Rockstar у детища Тосихиро Нагоси (Toshihiro Nagoshi) была лишь криминальная тематика: раз есть условный открытый мир и организованная преступность, значит, косят под Grand Theft Auto, как было принято в начале нулевых.

Окончательно избавиться от дурной славы игре удалось лишь с выходом Yakuza 0 в 2017-м. Удивительный приквел открыл публике глаза: кто бы мог подумать, что за ширмой суровых триллеров все это время скрывались произведения поистине разнообразные, в которых есть место всему – брутальным дракам, комедийным скетчам, даже менеджменту хостес-клуба с порноактрисами в качестве приглашенных гостей. После длительного забвения за пределами Страны восходящего солнца серия внезапно обрела неслыханную известность. И вместе с ней, как водится, народную любовь.

Но как бы хорошо дела ни обстояли на Западе, в целом продажи Ryu ga Gotoku уже много лет шли на спад. Что поделать, SEGA поставила сериал на поток, и даже самые преданные поклонники начали потихоньку уставать от знакомых улочек да кочующих из части в часть PS2-ассетов. Поэтому разработчики принялись экспериментировать: собрали движок Dragon Engine с упором на реалистичную физику, взялись за спин-оффы по мотивам других известных IP и объявили седьмую часть с абсолютно новым протагонистом в центральной роли – а старого, Кадзуму Кирю, красиво проводили на покой.

Казалось бы, ничего особенного, подобные метаморфозы случались и раньше. Но тут-то фанатов ждал сюрприз – как выяснилось, вместе с героем в Yakuza: Like a Dragon (цифра 7 потерялась в процессе локализации) заметно изменился и геймплей. И вполне ожидаемо из-за этого приняли сиквел отнюдь не все: дескать, Yakuza больше не Yakuza, свежие механики откровенно плохи, да и вообще седьмая часть – какое-то надругательство над славным брендом. Здравая критика или обычные преувеличения? Если вкратце, чуточку первого и много-много второго.

Криминальное семейство

Одним не столь прекрасным январским утром судьба криминального семейства Аракава повисла на волоске. В новогоднюю ночь один из членов группировки хладнокровно убил высокопоставленного якудза, тем самым поставив весь свой клан на грань мафиозной войны. Не видя иного выхода из ситуации, глава семьи, Масуми Аракава, просит своего самого верного подчиненного уйти из организации и взять вину на себя. Итибан Касуга, коллектор средней руки, не моргнув глазом соглашается – и отправляется за решетку.

Долгих 18 лет спустя Касуга наконец-то попадает на волю, однако вместо почестей и похвал за отсидку он получает лишь пулю в сердце от собственного босса и место на помойке где-то в Иокогаме. Что же произошло, пока бедняга сидел в тюрьме, и почему некогда справедливый мафиозный патриарх превратился в безжалостного монстра? Раненый, но не сломленный, Касуга отправляется на поиски ответов… и нечаянно ввязывается в битву за будущее Японии.

Многообещающая завязка, любопытные персонажи и, как обычно, недурственная постановка кат-сцен – что ни говори, Yakuza: Like a Dragon удается заинтересовать с первых же минут. Но куда больше сценария поначалу интригуют те самые инновации, споры о которых за последний год заполонили Интернет. Неужто серию превратили в стратегию? В шутер? Или головоломку «три-в-ряд»? Не совсем.

Теперь Yakuza – полноценная JRPG. Буквально с первой драки привычный по предыдущим частям экшен уступает место боевой системе, частично навеянной Dragon Quest, – магия, партия из нескольких героев, автобой и прочие атрибуты жанра прилагаются. Для кого-то последнее предложение наверняка прозвучало как повод пройти мимо Like a Dragon и лишний раз установить Sleeping Dogs, однако не стоит хоронить серию раньше времени.

Эксперименты

Подобные эксперименты редко оказываются на сто процентов удачными – серьезные правки в формуле так или иначе вызывают серьезные последствия. Особенно когда разработчики 14 лет кряду шлифовали один тип геймплея, а потом внезапно перекинулись на другой. И хотя в целом свежие механики работают как подобает, особенно во время драк с рядовыми бандитами, по ходу сюжетной линии в крепкой на вид броне начинают появляться трещины.

Самая очевидная беда Yakuza: Like a Dragon – это поединки с боссами. Если вкратце, они однообразные. Понятно, сложно придумать что-то этакое, когда в качестве злодеев выступают мафиози да политики, но даже с подобной оговоркой хвалить их тянет только за постановку. Да и то не всегда.

Абсолютное большинство гангстеров просто ведут себя как «танки» – пугают длинной линейкой здоровья, лениво машут кулаками, наносят немного урона и редко-редко пытаются навести на партию шальной статус-эффект. Сложности в подобных битвах, как правило, нет, и испытывают они не мастерство тактика, а терпение.

Распространяется вышесказанное далеко не на всех: есть в седьмой Yakuza пара толковых антагонистов – с четкими фазами и любопытными приемами, которые надо запоминать. И все бы ничего, если бы не одно дурацкое но: нокаут Итибана приравнивается к проигрышу боя и ведет к необходимости начинать его заново (заплатив предварительно деньги из кармана). Даже если у команды есть свой медик с десятком аптечек. Такой ход можно оправдать сюжетно: дескать, если Касуга валяется без сознания, его фантазия не работает и вся эта пошаговая механика не имеет смысла, однако утешение это в лучшем случае слабое. Особенно с учетом неблокируемого «инстакилла» в арсенале одного из финальных боссов.

Внезапные Game Over – отнюдь не единственное слабое место боевой системы, просто одно из самых раздражающих. Претензии можно предъявить к не очень эффективным и уж больно коротким бафам-дебафам, излишней сопротивляемости некоторых врагов определенным атакам и слишком низкому приросту урона, если бить по их слабостям. С последним ситуация обратная той же Persona: если там попадание в уязвимость порой гарантировало победу (или давало лишний ход), тут это зачастую что об стенку горох.

К относительно короткому списку упущений можно добавить и жиденький постфинальный контент. Его, увы, толком не завезли: после прохождения кампании появляется лишь один особо сложный забег по Миллениум-тауэр в компании невероятно живучих охранников. Что, одолели и не вспотели? Теперь можно устроить еще один марафон по тем же локациям и с теми же мобами… 99-го уровня. Это с учетом интегрированного в западный релиз DLC с новыми уровнями сложности, если что.

И наконец, самое обидный повод для критики – неровный сюжет. Он в целом хороший, однако ближе к финалу начинает терять запал. Первые 10 глав выстроены без малого идеально: сценаристы нагнетают интригу, вводят ярких героев, без стеснения и в красках говорят на актуальные темы – такое высококлассное кино просто любо-дорого смотреть. Увы, как только авторы раскрывают все карты, история потихоньку превращается в обычную для Yakuza мыльную оперу с кулаками. Отлично разыгранную, когда надо трогательную и надрывную, но все же не достающую до высот некоторых предыдущих частей.

Все это, впрочем, скорее придирки, показатель того, что Ryu ga Gotoku Studio еще есть куда расти. Для первой попытки сделать из динамичного экшена пошаговую JRPG у команды получилась очень даже недурственная игра – не какая-то неведома зверушка уровня печально известной Dead Souls. А если еще учесть десятки отсылок к Dragon Quest и невероятно умелое переосмысление знакомых по разным сериалам механик, так Like a Dragon вообще сложно в чем-то упрекать – боссы не очень, зато все остальное-то о-го-го!

Среди знатоков Yakuza бытует мнение, что на нечетные выпуски криминальной драмы наложено проклятие. Оригинал коряв. Триквел неимоверно глуп. Пятая часть, даром что масштабная, потонула в море амбиций и путающегося в собственных шнурках сюжета. Поэтому, когда Ryu ga Gotoku 7 внезапно и очень резко сменила направление, кто-то наверняка списал ее со счетов. Что ж, теперь можно сказать совершенно точно – зря.

Вне всяких сомнений, Yakuza: Like a Dragon далека от идеала: по меркам жанра в ней хватает обидных недочетов, что-то надо подтянуть, кое-что и вовсе убрать с глаз долой. И в то же время игру и ее разработчиков тянет не ругать, но хвалить. Не только потому, что они смело попытались вывести закостенелый сериал в новое русло, но и потому, что им в целом это удалось. Они сумели сделать нестыдную, изобретательную, очень-очень душевную JRPG, сочетающую лучшие находки классики и в то же время уникальную.

  • Плюсы: увлекательный сюжет и интересные персонажи; бодрый геймплей; любопытное переосмысление правил и находок жанра JRPG; отличные саундтрек и лицензированная музыка; обилие разнообразного контента; неплохой английский дубляж; DLC с уровнями сложности и New Game+ в комплекте.
  • Минусы: посредственные боссы; редкие, но очень раздражающие промахи гейм-дизайна; слабый «постгейм»; по-прежнему глючный (но уже хотя бы стабильный) Dragon Engine.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *