После триумфального возрождения XCOM: Enemy Unknown и гениального дополнения XCOM: Enemy Within все ждали от XCOM 2 чуть ли не откровения. Но, похоже, в этот раз, что-то пошло не так.
Никогда бы не подумал, что описание пошаговой стратегии серии XCOM придется начинать с графики. Точней, даже не с самой графики, потому как XCOM 2 выглядит, конечно, хорошо, но никаких прорывов здесь все же нет. Да, мягкий фокус и глубина резкости в игре реализованы, но, во-первых, так ли они нужны в пошаговой стратегии, во-вторых, если и нужны, то совершенно точно не такой ценой.
Удивительно, но Firaxis Games удалось затормозить Unreal Engine 3.5, далеко не самый прожорливый, отлично оптимизированный, хорошо описанный и используемый многими студиями движок. И, главное, чем? Решительно непонятно, что в XCOM 2 нагружает и греет видеокарту так, как не удается даже Rise of the Tomb Raider с ее кинематографической next-gen графикой. Но факт остается фактом: во время игры в XCOM 2 ваш компьютер будет работать в качестве печки и изо всех сил гудеть вентиляторами. При этом игра частенько заикается и показывает на системах, где Rise of the Tomb Raider выдает в экстремальных настройках больше 20 fps, всего 10 кадров в секунду.
На дворе 2035 года. С момента поражения человечества от рук инопланетных захватчиков минуло 20 лет, и теперь вся планета находится под властью инопланетной колониальной администрации — коалиции «Адвент».
Проект XCOM, последняя надежда человечества, не продержался и месяца. Выжившие участники рассеялись кто куда по всей планете и ушли в подполье. Теперь в глазах мирных жителей мы всего лишь кучка диссидентов и террористов, безуспешно пытающихся разрушить атмосферу доверия и сотрудничества между людьми и их инопланетными друзьями.
Ремарка: обзору подверглась оригинальная версия игры вышедшая в феврале 2016 года, без дополнений и аддона War of the Chosen. Также, обзор рассчитан на людей, которые знакомы с прошлыми частями серии.
Стратегия
Одно из главных нововведений в стратегической части можно считать базу игрока. Теперь это не подземный бункер, а переоборудованный корабль некогда принадлежавший инопланетянам – «Мститель». Так как чужаки оккупировали всю планету, традиционных спонсоров у XCOM больше нет: приходится летать по континентам, выходить на связь с местными ячейками сопротивления и лично посещать точки на карте, где можно найти новые ресурсы: материалы, разведданные и новых сотрудников.
Сам по себе «Мститель» мало отличается от базы из предыдущей части. Главное отличие — это его мобильность и куда меньшие размеры. Однако принцип развития базы не поменялся, вы все так же расчищаете место под отсеки, вербуете инженеров и ученых (каждый из них на вес золота, поскольку вас ими больше никто не снабжает) и следите за тем, чтобы лаборатории постоянно что-нибудь исследовали.
Благодаря «Мстителю» XCOM 2 избавилась от главной проблемы первой части — от линейности, только усиливающейся со временем. Чем ближе к финалу, тем меньше в XCOM оставалось стратегических решений, а уж после того, как заканчивались все доступные технологии и проекты, до концовки и вовсе можно было только катиться накатом по линейной цепочке миссий. Да, технологии и инженерные проекты заканчиваются раньше самой игры, но на глобальной карте регулярно что-то случается, да и «Адвент» не сидит сложа руки и сам проводит проекты.
Самая масштабная разработка пришельцев и самая же вероятная из причин вашего поражения — таинственный проект «Аватар». Индикатор его прогресса постоянно висит над картой, и когда он заполнится — Сопротивлению конец. Работу над проектом можно замедлить, можно отбросить назад, но остановить нельзя. И этот факт не дает ни минуты покоя. Чтобы хоть как-то противостоять «Аватару» нужно находить и стирать с лица Земли объекты пришельцев.
Тактика
Вторая, не менее важная составляющая XCOM, тоже не осталась без нововведений. Например, в начале большинства заданий противник не знает о вашем присутствии на карте и у вас есть возможность устроить на него засаду. Эта деталь в разы увеличивает тактическую составляющую геймплея. Правильно прокачав бойца некоторые задания можно проходить по стелсу, не выдавая себя врагу на протяжении всего задания.
Другим немаловажным нововведением являются сами карты, а точнее их разнообразие. Во первых: они теперь генерируются рандомно, во вторых: они не ограничиваются одним этажом, а разрушаемость не ограничивается дырками в стенах и взрывами бензоколонок. За одну миссию карта из городских трущоб может превратиться в натуральное пепелище, благодаря местной системе разрушений.
Изменению подверглись и сами противники. Мало того, что видов инопланетян стало больше, так и старички были изменены. Взять тех же Сектоидов. Если раньше они служили исключительно пушечным мясом, теперь же один представитель этого вида способен внести суматоху на поле боя, успешно применив одну из своих пси-способностей.
За исключением выше расписанных нововведений, тактическая часть, во многом, осталась прежней. У бойцов по прежнему два очка действия, которые можно потратить на передвижение, использование навыка или на стрельбу. По прежнему на карте большое количество укрытий, как полных, так и частичных. Рассказывать про это подробно смысла не вижу, ибо это очень привычная механика для тактических стратегий.
Мало того, так и загрузка тактического уровня в XCOM 2 занимает чуть ли не полторы-две минуты. Можно успеть заварить чай, например. Для стратегии, в которой игроки привыкли перегружаться после каждого неудачного выстрела – это просто катастрофа. Добавьте к этому периодические зависания при загрузке, и вы поймете, почему фанаты пошаговых стратегий, мягко говоря, недовольны. Будем надеяться, что авторы исправят проблемы оптимизации и ошибки в ближайшем патче.
В новой части, действие которой происходит через 20 лет после событий XCOM: Enemy Unknown, мы впервые не защищаем Землю от атак инопланетных захватчиков, а в качестве лидера сопротивления пытаемся вернуть планету себе. В этом XCOM 2 внезапно похож на сериал Colony. Под властью коллаборационистского правительства Земля процветает, города восстановлены, люди получили доступ к бесплатной генной медицине, закон и порядок торжествуют. Но, как всегда, находятся недовольные, которые пытаются найти подвох в такой нежной заботе инопланетян о жителях Земли. И находят. Не все так радужно, как вещают лидеры правительства – инопланетяне ведут загадочные исследования на своих базах, а еще… куда-то пропадают люди. Лидеры сопротивления, в чьи руки попал вражеский корабль, переоборудуют его в мобильный командный центр и отправляются на спасение бывшего командующего XCOM, который, оказывается, все это время был в плену у захватчиков.
Казалось бы, партизанщина, работа в подполье, тайные операции, диверсии, разведывательные миссии — все это должно было бы разительно изменить базовый геймплей XCOM, но увы, не изменило. Мы все так же расстраиваем свою мобильную базу, нанимаем бойцов и персонал, защищаем территории и выполняем миссии их руководителей и нашего тайного благодетеля, чье лицо традиционно остается в тени. Разве что теперь не мы охотимся за летающими тарелками, а они ищут нас в небе и могут приземлить.
Для того, чтобы подчеркнуть специфику партизанской войны, Firaxis решила добавить таймер чуть ли не к каждой второй миссии. И это – самая большая ошибка разработчиков. Да, таймер оказывает дополнительное давление на игрока, заставляя его почувствовать себя в роли бойца сопротивления. Быстрей, а то враги заблокируют терминалы, увезут VIP-персонал, вызовут подкрепление. Ок, хорошо, но ведь подкрепления к врагу прибывают и так, независимо от таймера. Мало того, точка выброса дополнительных противников всегда (ВСЕГДА!) находится возле точки эвакуации вашего отряда. И, если у нас все-таки запланирован таймер, то почему он тикает в то время, когда ваши бойцы еще не обнаружены? Кого боятся оккупанты?
В итоге ни о каком стратегическом планировании, неторопливом занятии позиций и возможности проявить свои навыки командира речь зачастую не идет. Сломя голову несемся к ключевой точке, по дороге отстреливая все что движется. Собственно, большинство ранений и потерь обусловлены именно этой спешкой, в пылу которой вы легко можете наткнуться на патруль инопланетян, а то и на два сразу. И тогда — только рестарт миссии. Слава богу, XCOM 2 поддерживает пользовательские модификации, и несколько модов с возможностью настроить или полностью отключить таймер уже имеются в Steam Workshop. Обратите внимание, что кампанию, скорей, всего придется начать заново.
Вторая проблема XCOM 2 – просчет результатов стрельбы до начала хода. То есть, перезагрузки бесполезны, сколько раз ни начинай ход заново, если ваш солдат промазал, значит, промазал, сделать ничего нельзя. Некоторый элемент случайности может проявиться при смене позиции, да и то не факт.
Говоря об XCOM 2, нельзя не упомянуть про разнообразные не смертельные, а скорей забавные глюки. Такие, как перемещение на соседнюю клетку через второй этаж, бег по столам, выход за пределы карты с возращением, промахи при вероятности попадания 100% при стрельбе в упор и т.д. Впрочем, такого добра в XCOM хватало всегда.
И буквально пару слов об интерфейсе. Хотя новая часть XCOM пока что вышла только на ПК, разрабатывалась она все так же с прицелом на консоли. Играть с помощью мыши по-прежнему неудобно, часть действий проще подтверждать с клавиатуры. Зато геймпад здесь вполне к месту, хотя играть в стратегию с геймпада – это уже какая-то ересь.
Поехали дальше. Развитие базы. Теперь мы не закапываемся под землю, а расчищаем разрушенные помещения «Мстителя». Вот только складывается впечатление, что большинство новых лабораторий и подсобных служб нужны только для продвижения по сюжету. Все постройки оказываются ключевыми и открываются по мере приближения к финалу. Выбрать свой уникальный стиль игры и глобальную стратегию, скорее всего, не получится. Да и выбор апгрейдов на самом деле не такой уж и большой, исследовательских проектов и технических новинок откровенно мало: такое впечатление, что их приберегли для DLС. На глобальной карте у вас тоже есть своеобразный таймер – индикатор прогресса проекта «Аватар», разрабатываемого пришельцами, и, чтобы не дать игре закончиться раньше времени, придется сломя голову прорубаться, открывая новые территории, к базам, оказывающим поддержку «Аватару».
Игра под постоянным давлением как в стратегической, так и в тактической части немного напрягает, особенно в первой половине кампании. Плохо вооруженные и слабо обученные бойцы будут постоянно попадать в передряги. Обновленные противники порадуют вас неплохим дизайном, неожиданными умениями и способностями, хотя концентрировать огонь они так и не научились. Зато во второй части игры, когда вы выучите все тактики и откроете мощное оружие, играть станет даже слишком просто. Неубиваемые терминаторы будут проходить миссию за миссией без единой царапины, оставляя за собой только трупы.
Кстати, о миссиях. Теперь над картами работает генератор и они стали отличаться разнообразием, что, бесспорно, радует. Плюс задачи постоянно меняются: то вы должны вырубить вражеский передатчик, то защитить свой, то выкрасть человека, то спасти гражданское население, то оборонять собственную базу. Вроде бы все привычно, но типов миссий все же стало чуть больше. И это не считая сюжетных, которые раза в два длинней обычных. Впрочем, в целом стандартные задания здесь короче, чем в XCOM: Enemy Unknown и противников в них поменьше. Разве что в обороне «Мстителя» можно бесконечно отстреливать волны напирающих инопланетян, зарабатывая бойцам опыт.
Сами боевые классы проапгрейдились. Самым смертоносным по статистике Firaxis Games стал вооруженный мечом рейнджер, который, как правило, разрубает большинство противников с первого удара. Специалист вооружился дроном поддержки, способным лечить товарищей или нападать на врагов. Гренадер получил новые гранаты нескольких типов, которые в прямом смысле слова могут сравнять с лицом земли большинство строений. Учитывая, что и противники, и ваши солдаты получают урон при падении с высоты и при взрыве машин и объектов рядом с ними, гренадеры – это настоящие разрушители. Ну а снайперы – это и есть снайперы, с ними все как обычно. Да, новая система кастомизации персонажей отличная, вы проведете немало времени, подбирая своим героям очки, прически и камуфляж для оружия.
Обидно, что в XCOM 2 не нашлось места наработкам XCOM: Enemy Within. Ни генных модификаций, ни киберимплантов. Часть функций перешла к боевым модулям, но это все же не совсем то. Зато в Партизанской школе можно приобретать новые тактики, которые будут давать разнообразные бонусы и умения всем бойцам. Firaxis запланировал 3 DLC в рамках Reinforcement Pack, в том числе сюжетные и содержащие новые классы солдат — глядишь, и что-то из Enemy Within попадет в игру.
Удивительно, но несмотря на все технические проблемы XCOM 2, несмотря на длительную загрузку и глюки, играть в XCOM 2 все равно интересно. Это все тот же XCOM, только с другой стороны. И вернув свой израненный отряд из суицидальной миссии, которую, казалось бы, невозможно пройти без потерь, вынеся на плечах еле живых товарищей, вы будете испытывать настоящую гордость за своих бойцов и себя в роли их командира.
Прямо сейчас мы рекомендуем отложить XCOM 2 и пройти XCOM: Enemy Within, если вы еще не сделали это. А там, глядишь, Firaxis выкатит пару патчей, правящих оптимизацию, и играть в XCOM 2 станет комфортней. В целом же, XCOM 2 – это хорошая игра, просто наши ожидания после XCOM: Enemy Unknown и Enemy Within были слишком завышены.
Когда студия Firaxis анонсировала XCOM 2, было много поводов для скепсиса. Консоли исчезли из списка платформ (напомним, первая часть выходила на PS3, Xbox 360 и PC). Вместо защиты родной планеты нас пугали полной победой инопланетян и перспективой командовать небольшим партизанским отрядом. Да и пришельцы выглядели гротескно. Змеелюди какие-то вместо классических серых человечков. Возникло подозрение, что студия готовит что-то дешевое, типа последнего Sid Meier’s Starships. Готовит не игру в полном смысле этого слова, а генератор случайных тактических сражений. К счастью, подозрения не оправдались, а Firaxis выпустила одну из своих лучших работ.
Впрочем, без проблем не обошлось, и о них стоит сказать сразу. Пользователи столкнулись с огромным количеством технических недоработок, среди которых первую скрипку играла отвратительная оптимизация. XCOM 2 базируется на доработанном графическом движке Unreal Engine 3.5. Графика отличная, но ничего сверхъестественного собой не представляет. Тем не менее данная пошаговая тактика, действие которой разворачивается на небольших аренах, совсем не радует долгими загрузками уровней и скачущей частотой кадров. Причем это наблюдается даже на топовых системах! Разработчики обещали разобраться с проблемами, уже выпустили крупное обновление. Картинка стала более плавной, но до полного комфорта еще далеко. А в остальном… ругать нечего. Выдающаяся игра получилась.
Как ни прискорбно, десятки часов, проведенные за XCOM: Enemy Unknown (и в дополнении Enemy Within), были потрачены впустую. Инопланетяне все равно победили и, мало того, захватили в плен командующего проекта XCOM (то есть нас).
20 лет знания умнейшего тактика использовались во вред человечеству. И так тянулось-тянулось, пока в первой обучающей миссии XCOM 2 группа бойцов Сопротивления не проникла в охраняемый комплекс и не похитила командующего. На нем никак не отразилась пятая часть века, проведенная в анабиозе с чипом в голове. Он вскакивает, быстро входит в курс дела и начинает бодрыми темпами спасать человечество. Опять.
На этот раз задача усложняется тем, что ни наземной, ни подземной базы у нас нет. В качестве плацдарма повстанцы используют украденную у инопланетян воздушную крепость. Ее отсеки завалены всякой дрянью, приходится разгребать мусор, чтобы строить лаборатории, мастерские, тренировочные залы и все такое прочее, что необходимо для проведения исследований, производства оборудования, подготовки солдат. Процесс этот долгий, до полного обустройства крепости уйдет не один десяток часов. А к тому времени солдаты как раз получат максимальное звание, лучшие броню и оружие. Если успеют. В отличие от предыдущей части, здесь время играет против нас.
Специфика воздушной крепости подразумевает, что именно она становится нашим транспортным средством для захвата стратегических целей на карте мира. И на этот раз не мы, а инопланетяне посылают корабли-разведчики для нашего обнаружения и перехвата. Приходится скрываться. А поскольку стратегических целей много — это могут быть разведданные, финансы, ученые и инженеры — крепость постоянно мотается туда-сюда, понемногу расширяя сферы влияния. Другими словами, устанавливая контакты с другими ячейками Сопротивления, нападая на конвои инопланетян, вмешиваясь в их планы и врываясь в их лаборатории. Главной же нашей целью становится саботирование проекта «Аватар», который, в случае успешного завершения, фактически означает наш проигрыш.
Игра со временем — основная идея XCOM 2. Подавляющее большинство миссий имеет ограничение по количеству ходов. Отряд вынужден быстро спасать заложников, разминировать бомбы, препятствовать уничтожению особо важных объектов и захватывать ресурсы. Это стимулирует постоянно двигаться вперед, действовать более агрессивно, а не ждать, как раньше, когда группа инопланетян сама набредет на отряд, чтобы следующим ходом рассыпаться под выстрелами.
Кому-то такая идея может не понравиться, все на любителя. Но ходов на выполнение задания всегда дается более чем достаточно. А чтобы командующий не расслаблялся, инопланетяне периодически высылают подкрепление своим атакованным отрядам. Так что велик шанс получить в тыл отряд свеженьких, вооруженных до зубов солдат.
В отличие от предыдущей части, которая быстро утомляла однообразием, в XCOM 2 карты генерируются случайным образом, прямо в процессе загрузки. Большинство объектов можно уничтожать, включая деревья, стены и крыши домов. Это позволяет, во-первых, лишать противников укрытий, и во-вторых, лишать их тактического преимущества. Особенно забавно, когда огромный и весь из себя такой опасный робот проваливается в дыру в полу и падает с высоты нескольких этажей, разбиваясь вдребезги.
Разработчики уделили много внимания тому, чтобы сделать сражения как можно разнообразнее. Поскольку работа идет в составе партизанского отряда, то первые несколько ходов миссии мы, как правило, проводим в скрытом режиме, с возможностью спокойно осмотреться, отследить местоположение противников и грамотно расставить оперативников перед атакой. Это дает небольшое преимущество, но со временем оно перестает чувствоваться. Чем больше улучшений получает отряд, тем более сильные противники выходят на поле боя, вплоть до гигантских роботов, способных проходить сквозь здания с легкостью разогнавшегося танка. От таких не спрячешься. Кроме того, действие часто разворачивается в мирных городах, где на улицах есть гражданские. Некоторые из них в любой момент могут превратиться в супермутантов.
Видов инопланетян ну очень много. Они отличаются как толщиной брони и размерами, так и дополнительными способностями. Они усиливают друг друга, берут под контроль наших оперативников, накрывают область огнем, оживают после смерти, телепортируюся, раздваиваются, притягивают к себе, разряжают оружие. А поскольку нас атакуют смешанные группы, то бои, особенно на высокой сложности, становятся чрезвычайно интересными. К каждому подходишь как к отдельной головоломке, чтобы быстро и эффективно разбираться с угрозой.
Стало бы большой проблемой, если бы прогресс отряда повстанцев заключался только в получении новой брони и оружия. Оперативники делятся на пять классов, каждый их которых имеет два пути развития. Чем выше звание, тем более интересную способность получает солдат. Например, снайпера можно научить мастерски обращаться с револьвером — получится стрелок не хуже героев Клинта Иствуда из спагетти-вестернов. Или же сделать из него идеального киллера, способного уничтожать врагов из винтовки с одного попадания на гигантском расстоянии.
В оружие можно встраивать модули, подобранные с трупов инопланетян или купленные на черном рынке. Много разнообразных гранат, усиленные бронежилеты повышают выносливость, гаджеты позволяют лечить товарищей или же выкачивать данные из мозгов инопланетян. Внешний облик солдат настраивается в широких приделах, так что со временем отряд становится весьма разношерстным, тем более после ранений солдаты долгое время восстанавливаются и возвращаются в строй с почетными шрамами на лицах. Немудрено, что из-за этого снайперы прогрессируют быстрее всех и щеголяют чистенькими физиономиями. До них враги редко добираются.
Из этого игра и состоит: возня на глобальной карте со сбором ресурсов и открытием новых территорий, тактические сражения на небольших аренах, развитие воздушной крепости, проведение исследований, производство соответствующих устройств и постепенное расширение возможностей отряда. Игра стала значительно динамичнее первой части, этого не отнять. Особый интерес возникает, когда в отряд начинают вливаться пси-агенты. Эти многофункциональные ребята могут брать вражеских солдат под контроль, внушать им панику и в буквальном смысле взрывать мозги. И никакая броня не поможет.
Жаль только, что до второй части не дожили идеи из дополнения XCOM: Enemy Within. Там можно было использовать инопланетные технологии для модернизации тел солдат, генетически модифицировать их органы либо же менять руки-ноги на механические имплантаты. После прошлого раздолья с трудом получается смириться всего с пятью классами. Возможно, эти особенности Firaxis припасла для последующего дополнения. Но даже без них нет ощущения нехватки контента. Претензия не к глубине, а к количеству доступных вариантов развития.
В сетевой игре, как прежде, пользователи формируют свои команды и сражаются друг с другом на небольших аренах. И, как прежде, этот режим является необязательной добавкой к долгой, увлекательной кампании. Все просто: эта игра ценна суммой ее составляющих. И если из XCOM 2 убрать все особенности и оставить одни сражения, то останется лишь так себе тактика.
А вот что стоит обязательно похвалить, так это нативную поддержку пользовательских модификаций. Многие из них заслуживают внимания, позволяют изменять игровой процесс и интерфейс, добавляют новые костюмы для оперативников, вплоть до брони штурмовиков из «Звездных войн».
Диагноз
XCOM 2 – захватывающая тактическая игра, разработанная Firaxis Games. Она является продолжением успешной серии XCOM и представляет собой смесь стратегии и пошаговых сражений. В игре вы возглавляете секретную военную организацию, борющуюся с вторжением пришельцев и коллаборацией сил зла на Земле.
XCOM 2 предлагает игроку широкий спектр возможностей для строительства базы, улучшения оружия и технологий, найма и тренировки бойцов, а также планирования миссий. Вам предстоит принимать важные решения, какие задания выполнять, какие ресурсы использовать, а также как балансировать уровень опасности и общественную поддержку.
В сражениях XCOM 2 у вас будет доступ к различным классам бойцов с уникальными способностями, которые можно развивать по мере продвижения в игре. Каждая миссия представляет собой сложный вызов, требующий тактического мышления, координации и управления ресурсами.
Графика и атмосфера игры поражают воображение. Отлично проработанные детали окружающего мира и эффекты делают игру визуально привлекательной. Темный постапокалиптический сеттинг, в котором сопротивление ведет борьбу против загнанных в угол людей, создает настоящую напряженность и драматизм.
XCOM 2 – это игра, которая предлагает глубокий и увлекательный геймплей, оставляя игроку ощущение ответственности за будущее человечества. Будьте готовы к трудностям, стратегическим решениям и незабываемым битвам в этом захватывающем мире на грани вымирания.
Великолепная игра и грамотное развитие идей предыдущей части. Создатели предложили новую концепцию, оригинальный сюжет, динамичные миссии с непредсказуемыми условиями. Интересно развивать воздушную крепость, проводить исследования и вооружать солдат. Интересно отвоевывать Землю и соревноваться с инопланетянами на время. Интересно погружаться в сражения и удивляться доступным возможностями и разнообразию противников. XCOM 2 — это красивая, талантливая игра, одна из лучших работ студии Firaxis и жемчужина в жанре пошаговых тактик.
Плюсы
- Отличная новая идея с отвоеванием Земли у инопланетян
- Увлекательные тактические сражения, порой с динамично меняющимися условиями
- Классы солдат дополнят друг друга
- Множество видов инопланетян
- По-прежнему интересно обустраивать базу, проводить исследования и развивать солдат
- Карты генерируются случайным образом перед миссиями
- Хорошая графика, стильный арт-дизайн
- Замечательный звуковой дизайн
Минусы
- Плохая оптимизация, даже после последнего обновления
- Куда-то пропали генетически улучшенные и роботизированные солдаты